1. ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО
Оксана Мороз: Дизайн-мышление
Культуролог Оксана Мороз о происхождении понятия «дизайн-мышление», соотношении его с ТРИЗом и критическим мышлением. Есть расшифровка видео на сайте ПостНауки.
Тим Браун: От дизайна к дизайн-мышлению
Тим Браун (главный исполнительный директор IDEO) считает, что дизайнеры тратят свое время и силы на создание стильных, модных вещей — в то время, как более насущные вопросы, такие как, например, доступ к чистой воде, показывают, что дизайна может играть более серьезную роль. Он призывает к смещению в сторону «дизайн-мышления», которое ориентировано на местные проблемы и на сотрудничество и участие.
Михаил Шишкин: Что общего между дизайнером и дизайн-мышлением
Лекция «Что общего между дизайнером и дизайн-мышлением» Михаила Шишкина, креативного директора Shishki. Практичная и полезная лекция о том, что дизайн-мышление — не просто красивый и модный термин, а определенный метод мышления, с помощью которого можно решить стоящие перед вами задачи. Как дизайнеры его используют даже не зная об этом, и как могли бы делать это лучше.
Подробнее о дизайн-мышлении
Стэнфордский вебинар: Дизайн-мышление = метод, а не магия
Денис Шлесберг: Дизайн-мышление и мозг
Марине Мкртчян: Что такое дизайн-мышление и как можно использовать его в маркетинге (смотреть можно с 2:50).
Ани Кочарян: Дизайн-мышление: как разрабатывать нужные сервисы и продукты
TED / Паола Антонелли: Дизайн и гибкое мышление
TED / Дэвид Келли: Как создать креативную уверенность
Чем быстрее мы претворим в жизнь наши идеи, тем скорее сможем их оценить, уточнить и сосредоточиться на наилучшем решении.

— Идея Тима Брауна
2. ПОГРУЗИТЕСЬ ГЛУБЖЕ
Полезные статьи
Книги по теме
Дизайн-мышление в бизнесе. От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей

Тим Браун – СЕО компании IDEO – одной из самых успешных в мире дизайн-компаний, а по версии журнала Fast Company – еще и «самая титулованная в мире компания, занимающаяся дизайном новых продуктов». На ее счету разработка 5000 новых продуктов, среди которых компьютерная мышь для Apple, детская зубная щетка для Oral B, тюбик для зубной пасты Crest. IDEO – один из самых желанных работодателей в мире. Дизайн-мышление — это фундамент по-настоящему инновационной компании и важнейшее деловое качество ее лидера. Кто знает, быть может в следующей книге Брауна вы прочтете историю собственного успеха? Все в ваших руках!

Бумажная книга — Ozon, Лабиринт, сайт издательства
Электронная книга — Литрес

Тим Браун
Дизайн привычных вещей

Даже умный человек чувствует себя подчас дураком, пытаясь сообразить, на какую кнопку нажать, чтобы включить свет, как разжечь духовку и что делать с дверью — тянуть, толкать или раздвигать. Причиной тому дизайн, забывающий о нуждах пользователей и основах когнитивной психологии, считает автор книги Дональд Норман, человек, которого газета Business Week назвала «одним из влиятельнейших дизайнеров в мире». Норман рассматривает обычные ошибки пользователей и предлагает дизайнерам различные способы предотвратить их. Он объясняет основные требования пользователей и знакомит читателя с классическими ошибками дизайнеров.

Бумажная книга — Ozon, Лабиринт, сайт издательства
Электронная книга — Литрес

Дональд Норман
Придумай. Сделай. Сломай. Повтори. Настольная книга приемов и инструментов дизайн-мышления

Книга предлагает полный набор из 60 приемов и техник, применимых для любого инновационного проекта. Это гибкий интерактивный курс для всех, кто заинтересован в изучении методов дизайн-мышления. Для каждого метода в книге имеются простые и понятные упражнения, а также готовые шаблоны и инструменты, тематические исследования и задачи для проектирования.

Бумажная книга — Ozon, Лабиринт, сайт издательства
Электронная книга — Литрес

Мартин Томич, Кара Ригли, Мадлен Бортвик и др.
Как создать продукт, который полюбят. Опыт успешных менеджеров и дизайнеров

Подробный гид по созданию продуктов, которые будут нравиться потребителям. Автор изучил историю создания успешных сервисов и продуктов, выявил схожие процессы и стратегии успеха и написал книгу для тех, кто хочет разрабатывать лучшие цифровые продукты вне зависимости от сферы деятельности. Вы узнаете, как выявить и интерпретировать потребности клиентов и использовать результаты такого исследования для создания продукта.

Бумажная книга — Ozon, Лабиринт, сайт издательства
Электронная книга — Литрес

Скотт Хёрф
Вопросы — это ответы. Как искать прорывные идеи и решать сложные проблемы на работе и в жизни

Что если идеальное решение наболевшего вопроса — на работе, дома, в отношениях с соседями — можно найти, изменив сам вопрос? Практически любой специалист по творческому решению проблем скажет вам: секрет успеха в том, чтобы по-новому вопрос сформулировать. Гуру инноваций и лидерства Хэл Грегерсен всегда понимал, как важны вопросы, но и ему потребовалось несколько лет, чтобы спросить себя: раз от неординарных вопросов так много зависит, не пора ли выяснить, как их задавать? Так было положено начало исследованию, для которого он, в частности, опросил более двухсот наших современников, известных креативным мышлением. Результаты Грегерсен излагает в книге «Вопросы — это ответы», где рассказывает о том, в каких условиях появляются вопросы-катализаторы (а значит, и прорывные идеи!) и как любой может освоить это мастерство.

Бумажная книга — Ozon, Лабиринт, сайт издательства
Электронная книга — Литрес

Хэл Грегерсен
Документальный фильм «Дизайн и мышление», 2012
Документальный фильм 2012 года «Design & Thinking» повествует о том, что такое дизайн-мышление, как оно применяется в бизнесе, и как любой человек, применяющий такой подход, может повлиять на ход развития культуры и общества. На эту тему в фильме рассуждают дизайнеры, кураторы образовательных и культурных программ и бизнесмены, среди которых Тим Браун (СЕО дизайн-компании IDEO), Ричард Грефе (исполнительный директор Американского института графического искусства), Бил Могридж (директор Музея дизайна Купер-Хьюитт в 2009—2012), Винс Ворон (директор по дизайну в Coca-Cola).
Линейное мышление это о последовательностях; карты мышления о связях.

— Идея Тима Брауна
3. ДОПОЛНИТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ
Блоги, телеграм-каналы и рассылки по теме
  • Страничка Центра дизайн-мышления. Выкладывают анонсы новых курсов, полезные статьи и видео.
  • Блог UX-UI с подборкой материалов по дизайн-мышлению.
  • Телеграм-канал Design & Productivity. Ведет Костя Горский, Design Lead в Intercom, экс-дизайн-директор Яндекса. Пишет про дизайн, продуктивность и жизнь для того, чтобы помогать всем, интересующимся работой дизайнеров, узнать об этом больше и стать лучше.
  • Телеграм-канал Ильи Бирмана. Заметки, советы, находки. Пишет про дизайн, кейсы, принятие решений и, конечно, интерфейсы. Дает советы.
  • Телеграм-канал PonchikNews. Дизайн, стратегия, продукты и психология. Ведет Алексей Иванов, занимается дизайн-стратегией и продуктовым дизайном в Сан-Франциско. Последние несколько лет работал в IDEO, Philips Design и SYPartners.
  • Подкаст «Метрика» — для тех, кто создает продукты и сервисы, занимается дизайном и проектирует интерфейсы, руководствуясь творческим интересом.
Курсы и программы обучения
Мозговой штурм так же важен для творчества, как и упражнения для здорового сердца.

— Идея Тима Брауна
4. НАЧНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС (практика!)
Проведите дизайн-сессию
Полезный инструмент для группового брейнсторминга. Подробная инструкция в этой статье. Нужна будет команда!

Создайте карту эмпатии
Испробуйте в деле один из мощнейших инструментов дизайн-мышления. Подробная инструкция здесь. Лучше делать не в одиночестве.

Понаблюдайте за миром — в дневнике
Выберите бытовой прибор, о котором будете размышлять. Записывайте сви наблюдения два раза в день, 5 дней подряд. Каждую запись в дневнике начните с описания (время и место, описание ситуации, чувства во время ситуации, размышления). Сформулируйте основные вопросы, который возникли у вас при взаимодействии с объектом. Опишите свой опыт, используя изображения (можно сделать фотографии процесса и объектов, которые образуют часть вашего опыта). После завершения дневника обдумайте выводы из эксперимента. Что бы вы изменили? Принесла ли фиксация впечатления плоды?

Создайте видеопрототип
Цель упражнения — создать 30-секундное видео, чтобы донести до других идею товара или услуги. Для этого выберите проблему или ситуацию для реизайна (например, как можно улучшить вашу спальню). Придумайте решение для задачи. Сочините сценарий использования, в котором пользователь взаимодействует с вашей новой дизайнерской концепцией. Решите, как отразить этот сценарий в видео. Снимите видео и смонтируйте из него понятно доносящий идею ролик. Протестируйте на коллегах или близких — поняли ли они вашу задумку?

Майндмэппинг (кто, что, когда, где, почему, как)
Цель упражнения — нарисовать майндмэп, чтобы быстро сделать обзор вашей проблемной области. Законченный майндмэп послужит источником формирования идей и опорой для будущей работы с дизайном. Запишите тему в центре листа. Подпишите равноудаленные ветки — кто, что, где, когда, почему, как. Разнесите информацию о проблемной области по этим категориям, отвечая на вопросы. На каждый вопрос может быть несколько ответов. Используйте майндмэп для создания идей в вашей области.

*Последние три упражнения — из книги «Придумай. Сделай. Сломай. Повтори».

Made on
Tilda