1. ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО
TED / Дэйв Логан: Племенное лидерство
На TEDxUSC профессор бизнеса Дэвид Логан говорит о пяти типах племен, которые люди естественным образом формируют — в школе, на работе, даже в бюро получения водительских прав. Благодаря пониманию наших общих племенных тенденций мы можем помочь друг другу стать лучше.
Сет Годин: Племена, которые мы ведем за собой
Сет Годин утверждает, что интернет покончил с массовым маркетингом и возродил социальную форму человеческого взаимодействия из далёкого прошлого: племена. Будучи основанными на общих идеях и ценностях, племена дают обычным людям силу лидерства и способность изменять мир. Он призывает нас действовать в этом ключе.
Эми Эдмондсон: Как превратить группу незнакомцев в команду
Профессор бизнес школы Эми Эдмондсон рассказывает о процессе становления команд — которым нужно срочно объединиться и начать действовать сообща. Так как же собрать команду и сделать так, чтобы она могла быстро принимать решения сообща?
О важности культуры компании
TEDx / Крис Уайт: 3 способа создать культуру, которая выявит лучшее в сотрудниках
Михаил Федоренко: Ценности компании на примере
Фокус на сотрудниках
TEDx / Винет Наяр: Сначала сотрудники, потом клиенты
Бизнес-оптимизатор: Как развивать сотрудников через задачи
TEDx / Боб Дэвидс: Большая редкость — лидерство без эго
Филипп Гузенюк: Доверие в команде. 10 тезисов о том, как его создать
Поведение лидера зависит от его непоколебимой уверенности в ценностях – своих собственных и своего племени.

— Идея Джона Кинга
2. ПОГРУЗИТЕСЬ ГЛУБЖЕ
Полезные статьи
Книги по теме
Лидер и племя. 5 уровней корпоративной культуры

Эта книга открывает нам глаза на один столь повсеместно распространенный факт: человеческие существа сбиваются в племена. Логан, Кинг и Фишер-Райт анализируют связь между племенами и теми, кто ими руководит. Авторы доказывают, что эта связь поднимает важные вопросы о том, как развиваются лидеры, как они становятся великими и какое наследие они оставляют. Выстраивая свое племя, лидер развивает его. Этот процесс, в свою очередь, оказывает влияние и на самого лидера. Подчиняя себя племени, он добивается такого величия, которое, казалось бы, недоступно отдельной личности.

Бумажная книга — Ozon, Лабиринт, сайт издательства
Электронная книга — Литрес

Дэйв Логан, Джон Кинг и Хэли Фишер-Райт
Культура для каждого. Как стать организацией осознанного развития

Существует новое поколение компаний, сознательно развивающих своих сотрудников, которые создают уникальную культуру для непрекращающегося индивидуального роста людей и отличных бизнес-результатов. Эта книга показывает, как создать такую культуру в вашей компании.

Бумажная книга — Лабиринт, сайт издательства
Электронная книга — Литрес

Роберт Киган и Лайза Лейхи
Семь преобразующих языков. От того, как мы говорим, зависит то, как мы будем работать

В этой книге авторы вводят новый подход к личному обучению и изменениям — основанный на идее преобразующих «языков», — подход, выросший из двадцати лет исследований и практики психологов. Для начала, все, что нужно — это блокнот. В идеале, несколько человек, которым вы доверяете. И желание искренне ответить на несколько вопросов.

Бумажная книга — Ozon, Лабиринт, сайт издательства
Электронная книга — Литрес

Роберт Киган и Лайза Лейхи
Сердце компании. Почему организационная культура значит больше, чем стратегия или финансы

Книга убедительно доказывает, что корпоративная культура значит гораздо больше, чем стратегия, финансы и рынки, на которых работает компания. Автор описывает, какая организационная культура способствует долгосрочному успеху бизнеса, объясняет, как менять сложившиеся в этой сфере стереотипы. Этот процесс требует немалых усилий от собственников компании, но в результате лидерами становятся те, кто следит за «корпоративным здоровьем», ведь такое уникальное преимущество нельзя скопировать.

Электронная книга — Литрес (бумажной нет в продаже)

Патрик Ленсиони
Работа в радость. Бизнес-модель будущего

Из книги вы узнаете о том, как и почему современному руководителю стоит отказаться от традиционных управленческих практик и начать взращивать корпоративную культуру, в которой к сотрудникам будут относиться как к взрослым людям, а удовольствие от работы перестанет быть пустым лозунгом на плакате и превратится в основную ценность, воплощенную в каждом дне существования компании. И какие преференции такой подход сулит компании в целом и руководителю в частности.

Электронная книга — Литрес (бумажной нет в продаже)

Деннис Бакке
Кто. Решите вашу проблему номер 1

Прием на работу неподходящего сотрудника обходится компании в сумму, которая превышает размер его заработной платы в 15 раз. Чтобы избавить руководителей от таких убытков, Джефф Смарт и Рэнди Стрит разработали простую и понятную стратегию найма сотрудников.

Электронная книга — Литрес (бумажной нет в продаже)

Джефф Смарт и Рэнди Стрит
Корпоративное племя. Чему антрополог может научить топ-менеджера

Бизнес-практика последних десятилетий показывает, что любые изменения в организациях встречают меньше сопротивления, если при их реализации была учтена сложившаяся в компании культура. Вы держите в руках книгу о совершенно новой дисциплине, которая облегчит жизнь и работу многих руководителей, — корпоративной антропологии. Используя накопленные десятилетиями инструменты классической антропологии, Даниэль Браун и Итске Крамер показывают, как разобраться в особенностях корпоративной культуры и оценить все тонкости взаимоотношений различных подразделений.

Бумажная книга — Ozon, сайт издательства
Электронная книга — Литрес

Даниэль Браун, Итске Крамер
Как создать настоящую команду. Алгоритмы, повышающие эффективность совместной работы

Многие из тех, кто обсуждает командную работу, уделяют основное внимание начальным этапам настройки команды на достижение общей цели. Здесь же авторы описывают не только эффективные методы постановки проблемы, но и инструменты, помогающие правильно организовать работу команды и учиться по ходу дела. Книга побуждает читателей вырабатывать собственные решения и представляет концепцию совместной работы, которую можно развивать и адаптировать к конкретным потребностям.

Бумажная книга — Ozon, сайт издательства
Электронная книга — Литрес

Дэвид Шервин, Мэри Шервин
Величайшие из лидеров сфокусированы на племени и только на нем.

— Идея Сета Година
3. ДОПОЛНИТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ
Блоги, телеграм-каналы и рассылки по теме
  • Большой материал по командообразованию на 4brain. Там вообще много полезного.
  • Сайт Патрика Ленсиони и его компании. Вывешивают все новые статьи и видео с ним.
  • Подкаст Radical Candor о том, как не ненавидеть своего начальника или как не быть начальником, которого все ненавидят. Ведущие рассуждают, как правильно давать обратную связь, создавать хорошую команду и как лучше вести себя, если вы — новый менеджер в компании.
  • Телеграм-канал «Заметки для лидеров». Авторский канал о том, как смотреть по-новому на привычные вещи в бизнесе и жизни с позиции лидера.
Курсы и программы обучения
Многие начинают понимать, что работа большая часть их жизни, и гораздо приятнее работать над тем, во что они верят (и претворять это в жизнь), чем просто получать зарплату и ждать увольнения (или смерти).

— Идея Сета Година
4. НАЧНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС (практика!)
Сформулируйте ценности и правила команды
Сформулируйте главные ценности вместе с вашей командой. Обязательно запишите их — а можно даже сделать книгу ценностей, как, например, в издательстве МИФ.

Определите, насколько ваша команда эффективна
Тест Вудкока разработан для оценки эффективности работы в команде. Позволяет оценить взаимоотношения в коллективе, заинтересованность сотрудников в получении результатов и их мотивацию. Также учитываются лояльность компании и уровень взаимодействия между подразделениями организации.

Проведите со своей командой одну или несколько игр на сплочения доверия
Хорошие примеры упражнений разбираются вот тут. Не стесняйтесь, будет весело — и главное полезно.

Освойте «7 языков»
Прочитайте книгу «Семь преобразующих языков» и попробуйте метод, который предлагает Киган, на своей команде. Результаты ошеломительные.

Продумайте стратегию по модели от авторов «Лидера и племени»
Проанализировав данные о лучших племенах, авторы создали модель стратегии, которая состоит из пяти компонентов: ценностей, благородной цели, результатов, активов и действий. Создание стратегии начинается с формулирования базовых ценностей, которые будут объединять людей, и благородной цели, к которой они будут идти все вместе. Далее люди должны обсудить три вопроса:
Чего мы хотим? (Результаты)
Что мы имеем? (Активы)
Что мы будем делать? (Действия)
Решать, что делать можно, если члены племени ответят «да» на вопрос: «Достаточно ли у нас ресурсов для достижения цели?» Если ресурсов достаточно, нужно уточнить: Хватит ли активов для достижения действий? Приведут ли действия к достижению результатов? Теперь, когда стратегия готова, нужно начинать её реализовывать. Каждые 90 дней необходимо оценивать результаты и разрабатывать дальнейшую стратегию.